ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Порядок защиты дипломной работы
Титульный лист выпускной квалификационной работы ПД - 2019г.
Методические рекомендации проведения открытого занятия на тему «Правоохранительные органы в РФ» по ПМ.02 Организационно-управленческая деятельность МДК.02.02 «Правоохранительные органы»

 

 

Методические указания по выполнению и защите

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

для студентов специальности

40.02.02 «Правоохранительная деятельность»

 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1. Методические рекомендации о выпускной квалификационной работе разработаны в соответствии с ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г., Приказом Минобрнауки России от 15.06.2013 N 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования", Положением об организации выполнения и защиты выпускной квалификационной работы  в колледже, Положением об итоговой государственной аттестации в Учреждении, Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО). Настоящие методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи студентам в выполнении выпускных квалификационных работ и успешной их защиты в Государственных экзаменационных комиссиях.

Целью государственной итоговой аттестации является установление соответствия уровня и качества подготовки выпускника Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования и вариативной части ФГОС по специальности 40.02.02 «Правоохранительная деятельность» базовой подготовки.

Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы. Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.

1.2. Выпускная квалификационная работа является основным обязательным видом аттестационных испытаний выпускников, завершающих обучение по Программе подготовки специалистов среднего звена.

1.3. Выполнение выпускной квалификационной работы призвано способствовать систематизации и закреплению полученных обучающимся знаний, умений и овладению общими и профессиональными компетенциями, установленными ФГОС СПО по специальностям. В выпускной квалификационной работе студент должен продемонстрировать:

-         уровень сформированности общих и профессиональных компетенций в рамках исследуемой темы;

-         умение изучать и обобщать различные источники информации, опыт и практику деятельности учреждений;

-         владение методами и методиками исследовательского поиска при решении рассматриваемой проблемы;

-         умение разрабатывать практические предложения и рекомендации по исследуемой теме;

-         умение анализировать результаты исследований, грамотно, логично оформлять их в соответствующий материал (графики, таблицы, рисунки и т.п.);

-         сформированность компетенций в рамках основных видов профессиональной деятельности.

1.5. Защита выпускной квалификационной работы проводится с целью выявления соответствия уровня и качества подготовки выпускников Федеральным государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования. Для реализации указанной цели необходимо решение следующих основных задач:

- формирование навыков самостоятельного научного и практического подхода к освоению учебного материала;

- развитие и закрепление у обучающихся навыков глубокого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы;

- выработка навыков и умений грамотно и аргументировано излагать материал в письменной и устной форме;

- четко формулировать теоретические выводы, обобщать результаты и давать практические рекомендации.

1.6. Методические рекомендации разработаны на основе требований следующих нормативных документов:

-  Федеральный закон « Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г.

-  №273.

-  Федеральный государственный образовательный стандарт СПО (далее - ФГОС) по специальности 40.02.02 «Правоохранительная деятельность» базовой подготовки. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 28.07.2014г. №836.

-  ГОСТ 7.1-2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления

-  ГОСТ 7.12-93 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке.

-  ГОСТ 7.32-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу Отчет о научно-исследовательской работе.

Выпускная квалификационная работа выполняется в форме дипломной работы по темам, имеющим профессиональную направленность, актуальность и практическую значимость, в соответствии с требованиями ФГОС СПО (пункту 8.6.). Тематика ВКР должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.

1.7. Выпускная квалификационная работа должна иметь актуальность, новизну и практическую значимость и  выполняется в срок, регламентированный ФГОС СПО и учебным планом.

1.8. Выпускные квалификационные работы подлежат обязательному рецензированию.

1.9. Процедура подготовки и защиты ВКР осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности, регламентируется нормативными документами Министерства образования Российской Федерации, организуется учебно-методической службой колледжа.

1.10. Выпускная квалификационная работа может быть логическим продолжением курсовой работы, реализуя ее идеи и выводы на более высоком теоретическом и практическом уровне, обогащая новыми фактами, результатами дополнительных наблюдений и опытов. В этом случае курсовая работа может быть использована в качестве главы или раздела выпускной квалификационной работы.

1.11.Этапы подготовки выпускной квалификационной работы.

 Разработка и защита выпускной квалификационной работы состоят из следующих последовательных этапов:

-         выбор темы выпускной квалификационной работы;

-         подбор и ознакомление с литературой по выбранной теме;

-         составление первоначального варианта плана выпускной квалификационной работы и согласование его с научным руководителем;

-         изучение учебной, научной литературы, нормативно-правовых документов и действующей практики решения проблем в рамках темы выпускной квалификационной работы;

-         аналитическая обработка фактического материала в сочетании с материалом литературных источников;

-         составление окончательного плана выпускной квалификационной работы и согласование его с научным руководителем;

-         написание текста выпускной квалификационной работы (первоначального варианта) и представление его научному руководителю;

-         доработка текста выпускной квалификационной работы в соответствии с замечаниями научного руководителя;

-         представление завершенной и оформленной работы научному руководителю;

-         проверка выпускной квалификационной работы на антиплагиат;

-         прохождение выпускной квалификационной работы нормоконтроля;

-       предоставление выпускной квалификационной работы научному руководителю для написания отзыва;

-       направление выпускной квалификационной работы на рецензирование, рекомендованному рецензенту;

-         подготовка доклада для защиты выпускной квалификационной работы;

-         представление выпускной квалификационной работы с отзывом научного руководителя и рецензией рецензента в учебно-методический отдел, для получения заключения заместителя директора по УМР о допуске к предзащите;

-         предзащита выпускной квалификационной работы;

-         защита выпускной квалификационной работы.   


 

 


 

ГЛАВА 2. ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ.

 

2.1. Выпускная квалификационная работа (ВКР) – это самостоятельное научное исследование обучающегося, в котором содержатся результаты его научно-исследовательской работы. ВКР должна демонстрировать высокий уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методическую подготовленность, умение самостоятельно вести научный поиск и оформлять его результаты в законченную научную работу на завершающем этапе профессиональной подготовки.

2.2. Темы выпускных квалификационных работ разрабатываются преподавателями колледжа совместно со специалистами организаций, являющимися потребителями кадров данного профиля, рассматриваются соответствующими предметно-цикловыми комиссиями колледжа. Тема выпускной квалификационной работы может быть предложена обучающимся при условии обоснования им целесообразности ее разработки.

2.3. При выборе тем выпускных квалификационных работ необходимо отдавать предпочтение практикоориентированным темам.

К практикоориентированным относятся следующие выпускные квалификационные работы:

-    освещающие актуальные вопросы, которые вытекают из потребностей объекта исследования;

-    написанные на конкретных материалах организации (предприятия) по ее заявке;

-    отражающие результаты анализа деятельности объекта исследования или его структурных подразделений с выводами, опирающимися на эти результаты;

-    содержащие рекомендации и предложения, направленные на повышение эффективности деятельности организации, совершенствования ее организации, управления, планирования, экономических аспектов функционирования на дальнейшее использование внутренних резервов.

Тематика выпускных квалификационных работ может ежегодно обновляться, соответствовать специальности, содержанию одного или нескольких профессиональных модулей и отвечать современным требованиям развития науки, культуры и образования.

2.5. ВКР выполняется в форме дипломной работы и должна носить опытно-экспериментальный характер.

2.6. Руководителей выпускных квалификационных работ назначает директор колледжа. Основными функциями руководителя выпускной квалификационной работы являются:

-    разработка и выдача студенту задания на выпускную квалификационную работу;

-    оказание помощи студенту в разработке календарного графика работ на весь период выполнения выпускной квалификационной работы;

-    рекомендация выпускнику необходимой основной литературы, справочных материалов, типовых разработок по теме исследования и других источников;

-    проведение систематических, предусмотренных расписанием, консультаций студента по отдельным разделам темы;

-    проверка выполнения работы по частям и в целом;

-    регулярное информирование ЦМК о ходе выполнении выпускником утвержденного графика и задания;

-    окончательный просмотр и подготовка письменного отзыва на выпускную квалификационную работу с визированием титульного листа;

-    консультирование обучающегося по вопросам содержания и последовательности выполнения ВКР;

-    оказание помощи (консультирование обучающегося) в подготовке презентации и доклада для защиты ВКР;

-    предоставление письменного отзыва на ВКР;

-    присутствие на защите выпускной квалификационной работы и выступление с освещением реализации поставленных перед выпускником задач, исследования и результатов их выполнения.

2.6. Закрепление тем выпускных квалификационных работ (с указанием руководителей и сроков выполнения) за обучающимися оформляется приказом директора колледжа. Учебно-методический совет колледжа утверждает закрепление за обучающимся темы ВКР не позднее 1 ноября. По истечении указанного срока учебная часть колледжа имеет право назначить обучающемуся руководителя и определить тему ВКР.

2.8. К ГИА допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план по осваиваемой образовательной программе СПО. Необходимым условием допуска к ГИА (подготовке и защите дипломной работы) является представление документов, подтверждающих освоение обучающимися общих и профессиональных компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности.

Для организации работы над ВКР обучающийся должен разработать индивидуальный план работы на весь период с указанием очередности выполнения отдельных этапов. Обучающийся как автор ВКР обязан корректно использовать диагностический инструментарий, быть объективным в выборе методов исследования и описании полученных результатов, а также ответственным за истинность приводимых данных.

2.9. При подготовке ВКР каждому обучающемуся назначается руководитель.

 Руководитель выпускной работы:

- оказывает  помощь в разработке индивидуального плана по выполнению дипломной работы;

- по возможности рекомендует обучающемуся необходимую основную литературу, справочно-нормативные и другие источники по теме дипломной работы;

- консультирует по вопросам содержания и последовательности выполнения ВКР;

- осуществляет контроль за ходом выполнения ВКР;

- составляет письменный отзыв о дипломной работе, в котором раскрывает характеристику выполненной работы по всем разделам ВКР, отражает личный вклад обучающегося в содержание работы, дает мотивированное заключение о возможности допуска дипломной работы к защите.

2.10. К каждому руководителю может быть одновременно прикреплено не более 10 студентов. На консультации для каждого студента должно быть предусмотрено не более четырех часов в неделю.

При работе со студентом над выпускной квалификационной работой руководитель обязан быть внимательным, требовательным, соблюдать педагогический такт, избегать необъективных оценок. Руководитель выпускной квалификационной работы не имеет права проявлять грубость, придирчивость, фамильярность, показывать свое превосходство, подавлять личность студента.

2.11. Для осуществления контроля за ходом и качеством выполнения обучающимися ВКР, УМО колледжа назначает сроки предварительной защиты дипломных работ.

2.12. Не позднее, чем за две недели до защиты, происходит назначение рецензентов руководителем колледжа из числа работников образовательных организаций, преподавателей  колледжа, хорошо владеющих вопросами, связанных с тематикой ВКР.

2.13. Защита ВКР проводится на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии, состав которой утверждается приказом директора колледжа. Защищенная квалификационная работа хранится не менее 3 лет.

2.14. Выполненные на высоком уровне выпускной квалификационной работы могут быть рекомендованы Государственной экзаменационной комиссией к внедрению в производство, на выставку или конкурс студенческих работ.

 

 


 

ГЛАВА 3. ТРЕБОВАНИЯ К СТУКТУРЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ.

3.1. Структура выпускной квалификационной работы

Структура выпускной квалификационной работы является логической схемой всей работы. Структура работы должна быть четкой и обоснованной, чтобы была видна логика решения проблемы. Не допускаются грамматические или фактические ошибки. Изложение текста должно быть логичным, последовательным, четким, аргументированным, без общих фраз. Изложение должно быть самостоятельным. Простой пересказ источников оценивается по самому низкому разряду и может служить основанием для признания всей работы неудовлетворительной.

Она включает следующие разделы:

1)     Титульный лист (приложение 3)

2)        Задание и календарный график на выполнение дипломной работы (приложение 2)

3)     Содержание дипломной работы (приложение 4)

4)     Введение

5)     Глава 1. Теоретическая часть

6)     Глава 2. Основная часть

7)     Глава 3. Практическая часть

8)     Заключение

9)         Список нормативно-правовых актов и используемых источников. (приложение 5)

10)     Приложения

11)     Справка о прохождении дипломной работы на антиплагиат

12)     Рецензия (приложение 7)

13)     Отзыв научного руководителя (приложение 8)

3.2. Титульный лист. Титульный лист является первой страницей работы.

Титульный лист ВКР оформляется по разработанному образцу (приложение 3). На титульном листе дипломной работы указывается наименование колледжа, специальность, фамилия и инициалы студента, тема дипломной работы, ученое звание, фамилия и инициалы руководителя работы (и консультантов, если таковые имеются).

3.3.  Задание. Задание на выполнение ВКР выполняется в виде плана-графика, согласованного с руководителем и утвержденного заместителем директора по учебно-методической работе.

Пример графика написания разделов.

Предоставление начальнику УМО для утверждения, разработанного с участием руководителя, задания выпускной квалификационной работы (желательно с ходатайством организации, предприятия) до «_____»__________20____г.

Глава 1 (представляется руководителю выпускной квалификационной работы)

до «_____»__________20_____г.

Глава 2 - с   «_____»__________20_____г.

до «_____»__________20_____г.

Глава 3 - с   «_____»__________20_____г.

до «_____»__________20_____г.

Представление работы в целом руководителю для написания отзыва

с   «_____»__________20_____г. 

до «_____»__________20_____г.

Представление работы для нормоконтроля

с   «_____»__________20_____г.

до «_____»__________20_____г.

Представление работ на внешнюю рецензию

с   «_____»__________20_____г.

до «_____»__________20_____г.

Сдача готовой работы в УМО  к  «_____»__________20_____г.

3.5. Содержание. Содержание оформляют в соответствии со структурой работы и детализируют до глав и параграфов.

В содержании указывают перечень глав и параграфов, а также номера страниц, с которых начинается каждая из них. Главы должны иметь порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами с точкой. Номер параграфа в дипломной работе состоит из номера главы и непосредственно номера параграфа в данной главе, отделенного от номера главы точкой. В конце номера параграфа также ставится точка (например: 1.1; 1.2, и т.д.).

Желательно, чтобы все содержание помещалось на одной странице. Заголовки одинаковых ступеней необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три – пять знаков по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинают с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим номером страницы в правом столбце содержания.

3.5. Введение. 

Вступительная часть выпускной квалификационной работы. Автор должен в этом небольшом разделе показать: актуальность темы; объект, предмет, цель, задачи, защищаемые положения, материалы, методы исследования; новизну результатов, теоретическую и практическую значимость работы.

              Актуальность темы исследования - степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения конкретных задач. Освещение актуальности должно быть кратким. При раскрытии актуальности темы исследования необходимо показать главное, исходя из двух направлений ее характеристики:

-     изученность выбранной темы (определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведение исследования направлено на устранение этих пробелов);

-       решение определенной практической задачи на основе полученных в процессе исследования данных.

Обоснование актуальности требует ответа на следующие вопросы:

-    Почему новое научное знание, которое предполагается получить в результате исследования, необходимо для практики?

-    Что определило выбор темы?

-    Чем эта тема интересна для Вас?

-    Какова основная идея исследования?

-    Что сделано исследователями до Вас, и что предстоит сделать Вам?

Вопрос (явление) исследования стоит на границе известного и неизвестного. Поставить вопрос исследования - значит найти эту границу. Проблема возникает тогда, когда старое знание показало свою несостоятельность, а новое еще не приняло развернутой формы. Следовательно, научная проблема - это противоречивая ситуация, требующая решения. Обосновать актуальность - проанализировать, объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.

Объект исследования (что рассматривается) - это процесс или явление, которое дает проблемную ситуацию для изучения. Пример: - «Объектом исследования является деятельность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в Российской Федерации на примере колонии - поселения №5 Федерального казенного учреждения УФСИН Российской Федерации по Краснодарскому краю».

Предмет исследования (как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование). Предмет исследования выпускной квалификационной работы - это значимые с теоретической или практической точки зрения особенности, свойства или стороны объекта. Предмет исследования показывает, через что будет познаваться объект. Объект всегда шире, чем его предмет. Если объект - это область деятельности, то предмет - это изучаемый процесс в рамках объекта выпускной квалификационной работы. Предмет во введении к выпускной квалификационной работе указывается после определения объекта. Пример: - «Предметом дипломной работы являются вопросы, связанные с порядком исполнения учреждениями и органами уголовно - исполнительной системы Российской Федерации уголовных наказаний, в зависимости от видов совершенных уголовных преступлений».

 Цели исследования - это то, чего хочет достичь студент в своей исследовательской деятельности, цель показывает какой необходимо достигнуть конечный результат в работе.

Пример: - «Целью данной работы является изучение (описание, определение, установление, исследование, рассмотрение, разработка, раскрытие, освещение, выявление, анализ, обобщение....»; - «Целью выпускной квалификационной работы является осуществление всестороннего комплексного научного анализа правовых отношений, связанных с исполнением уголовных наказаний в исправительных учреждениях Российской Федерации с видами контроля за деятельностью учреждений и органов уголовно - исполнительной системы, а также проблемами реализации исполнения уголовных наказаний».

Задачи работы (что нужно сделать, чтобы цель была достигнута) - это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели. По своей сущности задачи представляют собой детализированную цель исследования с ориентацией на гипотезу. Количество задач может диктоваться главами или основными параграфами работы. Формулирование задач имеет важное значение, ибо они определяют содержание работы.

Задачи могут вводиться словами:

-      выявить;

-      раскрыть;

-      изучить;

-      разработать;

-      исследовать;

-      проанализировать;

-       систематизировать;

-      уточнить и т.д.

Задачи должны быть отражены в заключении, выводах и рекомендациях. Пример. - «Для достижения поставленной в выпускной квалификационной работе цели решались следующие задачи:

1.Раскрыть  цели, задачи, формы, содержание и общую характеристику системы уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации механизм их реализации.

2.Изучить    правовую характеристику законодательства Российской Федерации о сущности и назначении уголовно-исполнительной системы

Российской Федерации.

3.Ознакомиться с основными направлениями работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы исполняющих уголовные наказания.

4.Рассмотреть  виды уголовных наказаний, применяемых к осужденным и их исполнение учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы.

5.Ознакомиться с видами контроля за деятельностью учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации исполняющих уголовные наказания.

6.Рассмотреть    вопросы и проблемы связанные с освобождением осужденных от отбывания наказания в исправительных учреждениях и оказание им помощи в связи с освобождением и осуществлением контроля за условно-освобожденными.

7.Рассмотреть   виды учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, в которых отбывают уголовные наказания, осужденные к лишению свободы.

8.Предложить  меры по совершенствованию деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением в них уголовных наказаний на современном этапе развития Российского общества.

По объему введение должно составлять в пределах 6-7 страниц.

3.6. Основная часть. Выпускная квалификационная работа содержит, как правило, три  главы, каждая из которых делится на пункты и подпункты. Каждая глава раскрывает тот или иной аспект заявленной темы и должна завершаться обобщающими выводами. Эта часть выпускной квалификационной работы выполняется по материалам, собранным на этапе информационного поиска.

Первая глава - теоретическая (обзор литературы). Ее содержание целиком зависит от выбранной темы, и будет включать те вопросы и проблемы, которые имеют к ней самое непосредственное отношение.

В главе кратко рассматривается история вопроса и степень его изученности, анализируется современное состояние исследуемой проблемы, отражается законодательная, нормативно-правовая база проблемы как совокупность правовых документов. Содержание главы должно соответствовать теме исследования. Число цитируемых литературных источников (отечественных и зарубежных) должно быть достаточным для полного освещения вопроса. При описании литературных данных могут быть использованы рисунки и таблицы со ссылкой на источник. При поиске источников научной литературы по теме необходимо использовать все виды изданий. Поиск осуществлять через каталоги, картотеки и библиографические указатели библиотек, а так же поисковые системы «Интернет». В ней содержится обзор используемых источников информации, нормативной базы по теме ВКР.

В этой главе могут найти место статистические данные, построенные в таблицы и графики. По объему  не должна превышать 15-20 страниц. 

Вторая глава. Вторая глава - методическая. В ней Вы должны продемонстрировать умение ориентироваться в современных методах исследования и прикладных методах решения поставленных задач, привлекать необходимые методы для решения поставленных задач и не тащить в работу ничего лишнего.

Эта глава общая, т.е. все указанные методы должны быть универсальными, а не привязанными к конкретной организации.

Глава должна получиться руководством пользователя, описывающим, для чего и как конкретно использовать результаты. При этом мы не наполняем методы фактическим содержанием. Можно разрабатывать и свои собственные методы, тогда надо показать, на основании чего разрабатываем, как и где апробирован метод.

Примерная структура:

2.1.    Методы анализа ситуации. Как анализируем текущую ситуацию. Например,   метод  (модели) PEST(STEP)-анализа. Этот метод является описательным и в простейшем виде заключается в последовательном описании факторов четырех групп: политических, экономических, социальных, технологических:

2.2.    Методы проектирования решений. Как создаем решения. 

2.3.    Методы внедрения. Как внедряем разработанные проекты. 

2.4.    Выводы по главе 2. На отдельной странице в виде тезисов:

В данной главе дается характеристика объекта исследования, на материалах которого выполняется работа, и проводится глубокий анализ изучаемой проблемы с использованием различных методов исследования. данном разделе результаты собственных исследований анализируются и комментируются. На основании анализа выявляются закономерности. Приводится сопоставление полученных результатов с данными других исследователей, изученных по литературным источникам, а так же на основании собственных взглядов и литературных источников объясняются выявленные закономерности. По возможности желательно сформулировать научно обоснованные предложения (рекомендации) по совершенствованию правового регулирования в сфере социальных отношений, необходимости принятия (изменения, дополнения, исключения, уточнения) конкретного правового решения. Правомочность предлагаемых рекомендаций должна быть подкреплена убедительными фактами (цифры, примеры, таблицы и т.п.), По объему  не должна превышать 25-30 страниц. 

Третья глава посвящается анализу эмпирического (практического) материала, полученного во время производственной практики (преддипломной). По объему  не должна превышать 15-20 страниц.  В данной главе должна быть представлена информация, полученная в процессе прохождения производственной практики (преддипломной), информация, о предназначении, специфике решаемых задач. В этой главе содержится:

-   анализ конкретного материала по избранной теме;

-   описание выявленных проблем и тенденций развития объекта и предмета изучения на основе анализа конкретного материала по избранной теме;

-   описание способов решения выявленных проблем.

В третьей главе целесообразно подвести итог проведенного исследования, включая теоретическую и практическую части, а так же отразить перспективы проведения дальнейших исследований В ходе анализа могут использоваться аналитические таблицы, расчеты, формулы, схемы, диаграммы и графики.

Каждый раздел должен завершаться четким критическим выводом. При раскрытии темы необходимо показать приобретенные теоретические знания, умение работать с литературой, а также способность анализировать, обобщать и сравнивать исследуемые явления.

В данном разделе результаты собственных исследований анализируются и комментируются. На основании анализа выявляются закономерности. Для подтверждения главной мысли или основного положения можно использовать цитирование. При этом цитату берут в кавычки и указывают источник (делают сноску), из которого она приводится.

3.7. Заключение. Является, по сути, подведением итога выполнения выпускной квалификационной работы. Оно содержит основные выводы и предложения по итогам выпускной квалификационной работы. При этом необходимо дать рекомендации по дальнейшим направлениям развития данной научной проблемы. Выводы должны касаться всех глав работы, быть краткими, вытекать один из другого. Нумеровать выводы не следует. После выводов следуют предложения. Заключение не должно содержать ничего нового, по сравнению с основным текстом работы. Здесь дается лишь обобщение, более концентрированное выражение основных мыслей и выводов, изложенных ранее в отдельных главах. Из заключения должно быть ясно, к каким результатам пришел дипломник, насколько решена поставленная перед ним задача.

По объему заключение не должно превышать 5-6 страниц.

Введение и заключение рекомендуется писать, когда вся работа будет уже закончена.

3.8. Список нормативно-правовых актов и используемых источников.          Представляет собой перечень всех литературных источников, использованных при выполнении работы. Источники располагаются в едином алфавитном порядке. Список литературы должен включать не менее 20 % источников, изданных за последние 5 лет, источники периодических изданий (журнальные статьи и др.). Список литературы должен быть оформлен единообразно с соблюдением государственного стандарта на библиографическое описание документа (ГОСТ 7.1.-2003). Список литературы призван показать научную, теоретическую и практическую базу дипломного исследования. Рекомендуется использовать не менее 40 различных источников.

3.9. Приложения. В выпускной квалификационной работе обязательно должны быть приложения. Как правило, по материалам вспомогательного характера, которые были использованы автором в процессе разработки темы. К таким материалам относятся:

-  различные положения, инструкции, копии документов; на основе которых выполнена выпускная квалификационная работа;

-  схемы, графики, диаграммы, таблицы, которые нецелесообразно размещать в тексте, так как они носят прикладной или иллюстративный характер;

-  методики, диагностики, которые использованы автором выпускной квалификационной работы в процессе изучения явления;

-  иллюстративный материал, в том числе и примеры, на которые имеет место ссылка в тексте. В тексте выпускной квалификационной работы дается ссылка на каждое приложение. Приложения оформляются на последних страницах работы и не входят в ее объем.

3.10. Подбор и изучение литературных источников и нормативных правовых актов.

Дипломная работа выполняется на основе глубокого изучения литературных источников. Подбор и изучение литературы для выполнения дипломной работы является одним из важных этапов работы студента.

Подбирать литературу следует сразу же после выбора темы дипломной работы. Подбор литературы производится студентом самостоятельно. Литература по теме дипломной работы может быть подобрана студентом при помощи предметных и алфавитных каталогов библиотек. При этом следует использовать рабочую программу по дисциплине, в которой указывается основная и дополнительная литература по курсу.

При работе с предметно-тематическим каталогом необходимо просмотреть не только разделы, строго совпадающие с темой дипломной работы, но и разделы по темам, близким к избранной. При этом следует подбирать литературу, освещающую как общетеоретическую сторону проблемы, так и действующую практику.

Подбирая литературу, надо обращаться к изданиям последних лет, так как в них наиболее полно отражена действующая практика, показано все то новое и прогрессивное, что следует использовать при разработке основных вопросов избранной темы.

Самостоятельная работа при подборе литературы не исключает, а наоборот, предполагает консультации с руководителем работы. С ним должен быть обязательно согласован список отобранной литературы и, в частности, с его помощью привлечены новейшие издания и материалы.

В список источников и литературы включают международные договоры, нормативные правовые акты, авторефераты диссертаций, монографии, научные статьи, материалы судебной практики и иные источники (учебная, справочная литература).

Источники располагают в списке в следующем порядке:

-    Конституция Российской Федерации;

-    Федеральные законы (в очередности от последнего года принятия к предыдущим);

-    указы Президента Российской Федерации (в той же последовательности);

-    постановления Правительства Российской Федерации (в той же очередности);

-    иные нормативные правовые акты;

-    иные официальные материалы (резолюции-рекомендации международных организаций и конференций, официальные доклады, официальные отчеты и др.);

-    монографии,  учебники, учебные пособия (в алфавитном порядке);

-    иностранная литература;

-    интернет-ресурсы.

Иные официальные материалы могут включать

- Постановления Конституционного суда Российской Федерации;

- Определения Конституционного суда Российской Федерации;

- Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации;

- Определения Верховного суда Российской Федерации;

- Решения конституционных, уставных судов Российской Федерации;

- Акты судов общей юрисдикции Российской Федерации.

В данном списке необходимо использовать только официальные источники публикации, в качестве которых выступают:

- Российская газета;

- Собрание законодательства Российской Федерации;

- Вестник Конституционного суда Российской Федерации;

- Бюллетень Верховного суда Российской Федерации;

-Бюллетень нормативных органов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации;

- Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации.

Если при написании дипломной работы использованы материалы судебной практики, то в составляемом списке в первую очередь указывают опубликованные дела, а затем неопубликованные.

Все источники в работе должны быть пронумерованы арабскими цифрами. Применяют сквозную нумерацию, по всему списку литературы.

При использовании нормативных или литературных материалов ссылки на источники обязательны. Заимствование чужого текста без ссылок расценивается как недобросовестность студента.

При использовании материалов, полученных через Internet, обязательно делается ссылка на сайт или адрес, откуда материалы получены.

Копирование работ из имеющихся Internet - коллекций курсовых не допускается. При выявлении подобных работ руководитель изменяет тему, и работа готовится заново.

В списке использованных источников и литературы применяют следующие принятые сокращения:

Бюллетень ВС РФ - Бюллетень Верховного суда РФ;

Ведомости СНД и ВС РФ - Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верхового совета РФ;

СЗ РФ - Собрание законодательства Российской Федерации;

СП РФ - Собрание постановлений Правительства Российской Федерации.

-с. - страница;

-Рос. газ. - Российская газета;

-Федер. закон - Федеральный закон;

-М., СПб. - г. Москва, г. Санкт-Петербург (названия других городов пишутся полностью: Сочи, Краснодар, Пермь, Томск, Ярославль и т.д.).

Работу над литературными источниками следует начинать с изучения нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; комментариев к законодательству по социальному обеспечению граждан; судебной практики, учебников, учебных пособий, научных статей и монографий, кандидатских и докторских диссертаций по рассматриваемой тематике.

Отобранные литературные источники должны быть законспектированы. Прочитав и законспектировав тот или иной источник, следует продумать вопрос о том, где, исходя из плана дипломной работы, могут быть использованы полученные материалы. Подобная систематизация позволяет на основе критического анализа отобранного материала более глубоко и всесторонне осветить основные вопросы темы.

Записи прочитанного могут быть сделаны в виде выписок, конспектов. Выписки из текста делают обычно дословно, в виде цитат. При этом выбирают наиболее важные, весомые высказывания, основные идеи, которые необходимо процитировать в дипломной работе. После каждой цитаты, заимствованного высказывания должна быть ссылка на автора и источник.

Поэтому при конспектировании следует сразу же делать ссылки на автора и источник информации (название, место и год издания, издательство, количество страниц).

 


 

ГЛАВА 4.  ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИЗЛОЖЕНИЮ И СТИЛЮ ТЕКСТА

При написании выпускной квалификационной работы очень важно не только то, как Вы раскроете тему, какие используете источники, но и язык, стиль, общая манера подачи содержания. Выпускная квалификационная работа- это научное произведение. Поэтому она должна соответствовать требованиям этого жанра и писаться в стилистике научного текста. Для научного текста характерен формально-логический способ изложения, подчиняющий себе все используемые автором языковые средства. Изложение такого рода должно быть целостным и объединенным единой логической связью, поскольку преследует единую цель — обосновать и доказать ряд теоретических положений. В нем все направлено на решение поставленных задач и достижение конечной цели, которые четко прописываются во введении. В научном тексте является лишним и ненужным все то, что прямо не работает на реализацию цели: выражение эмоций, художественные красоты, пустопорожняя риторика. И используемые в нем средства выражения, прежде всего, должны отличаться точностью, смысловой ясностью. Ключевые слова научного текста - это не просто слова, а понятия. При написании выпускной квалификационной работы следует пользоваться понятийным аппаратом, т. е. установленной системой терминов, значение и смысл которых должны быть для Вас не расплывчатыми, а четкими и ясными.

Научная речь предполагает использование определенных фразеологических оборотов, слов-связок, вводных слов, назначение которых состоит в том, чтобы показать логическое соотношение данной части изложения с предыдущей и последующей или подчеркнуть рубрикацию текста. Так, вводные слова и обороты, например «итак», «таким образом», показывают, что данная часть текста служит обобщением изложенного выше. Слова и обороты «следовательно», «отсюда следует, что...» свидетельствуют о том, что между сказанным выше и тем, что будет сказано сейчас, существуют причинно- следственные отношения.

Слова и обороты «вначале», «во-первых», «во- вторых», «прежде всего», «наконец», «в заключение сказанного» указывают на место излагаемой мысли или факта в логической структуре текста. Слова и обороты «однако», «тем не менее», «впрочем», «между тем» выражают наличие противоречия между только что сказанным и тем, что сейчас будет сказано.

Обороты «рассмотрим подробнее...» или «перейдем теперь к...» помогают более четкой рубрикации текста, поскольку подчеркивают переход к новой, не выделенной особой рубрикой части изложения. Синтаксис научного текста отличается обилием сложных предложений. Именно сложные, в особенности сложноподчиненные предложения способны адекватно передавать логические механизмы научной аргументации и причинно-следственные связи, занимающие важнейшее место в научном тексте. Показателем культуры научной речи и профессионализма исследователя является высокий процент в тексте сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Сплошной поток простых предложений производит впечатление примитивности и смысловой бедности изложения. Однако следует избегать слишком длинных, запутанных и громоздких сложных предложений, читая которые, к концу забываешь, о чем говорилось вначале.

Установившаяся традиционно форма подачи научного текста предполагает максимальную отстраненность от изложения личности автора с его субъективными предпочтениями, индивидуальными особенностями речи и стиля, эмоциональными оценками. Такой эффект отстраненности, безличного монолога достигается рядом синтаксических и стилистических средств, например, использованием безличных и неопределенно-личных конструкций, конструкций с краткими страдательными причастиями, например, «выявлено несколько новых принципов», ведением изложения от третьего лица и т. д.    Кроме того, особенностью современного научного текста является почти полное исключение из употребления личного местоимения первого лица единственного числа — «я». Там, где автору нужно назвать себя в первом лице, используется местоимение множественного числа — «мы». Образуются конструкции «мы полагаем», «нам представляется», «по нашему мнению».         Такое словоупотребление, во-первых, придает тексту видимость большей объективности.

Во-вторых, когда авторство выражается местоимением «мы», создается впечатление, что за автором как единичным субъектом стоит группа людей — научная школа, направление, единомышленники.

Наконец, использование слова «мы» вместо «я» выглядит скромнее и в силу этого более соответствует неписаным требованиям академического этикета: автор не выпячивает свой личный вклад, а наоборот, делает его достоянием всего ученого сообщества. Тем не менее, текст не должен сплошь пестреть словом «мы».

Для стилистического разнообразия стоит прибегать и к другим конструкциям, обеспечивающим должный уровень безличности текста. В процессе подготовки выпускной квалификационной работы в качестве примера можно порекомендовать использовать следующие функционально- синтаксические и специальные лексические средства:

-    средства, указывающие на последовательность изложения: вначале; прежде всего; затем; во-первых (во-вторых и т. д.); впоследствии; после;

-    средства, указывающие на противопоставление отдельных тезисов изложения: однако; в то же время, между тем, тогда как; тем не менее;


-    средства, указывающие на наличие причинно-следственных отношений: следовательно; поэтому; потому что; благодаря; сообразуясь с; вследствие;

-    средства, отражающие переход изложения от одной мысли к другой: прежде чем; обратимся к; рассмотрим, как; остановимся на; подчеркнем следующее;

-    средства, подытоживающие изложение или часть изложения: итак; таким образом; значит; в заключение отметим; на основе сказанного;

-    следовательно.

Кроме того, в качестве рассматриваемых средств в ряде случаев могут выступать местоимения, прилагательные и причастия, как-то: данный; этот; эти; такая; названные; упомянутые; указанные. Несколько слов об общих стилистических «запретах», о которых необходимо помнить при подготовке текстов письменных работ. В содержании письменной работы, как правило, не допускается применять:

-    обороты разговорной речи, произвольные словообразования, в том числе профессионализмы;

-    различные научные термины, близкие по своему значению для обозначения одного и того же понятия;

-    иностранные слова и термины — при наличии русскоязычных аналогов;

-    сокращения обозначений единиц физических величин — при их употреблении без цифр (кроме единиц физических величин в головках и боковиках таблиц и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы).


 

ГЛАВА 5. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ВКР.

 

5.1. Тексты выпускных квалификационных работ оформляются в соответствии с едиными требованиями: выпускная квалификационная работы должна быть напечатана, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, через 1,5-й интервал, поля: слева – 3 см, справа – 1,5 см, сверху, снизу – 1,5 см; форматирование по ширине. Абзацы в тексте следует начинать с отступа, равного 1,25. Объем ВКР может быть в пределах не менее 60 и не более 75 страниц стандартного печатного текста (без приложений). Большие таблицы, иллюстрации и распечатки с компьютера допускается выполнять в виде приложений на листах чертежной бумаги формата A3 (297*420). Объем приложений не ограничивается.

5.2. Наименование структурных элементов ВКР («СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ») и заголовки разделов (глав) основной части следует располагать по середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая. Заголовки параграфов следует начинать с абзацного отступа и печатать строчными буквами с первой прописной, не подчеркивая, без точки в конце. Если заголовок включает несколько предложений, то их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются. Каждый раздел текста ВКР начинается с новой страницы. Заголовки выделяются жирным шрифтом, размер 15.

5.3. Страницы ВКР следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы (включая список использованной литературы). Номер страницы ставится в правом нижнем углу без точки в конце. Титульный лист ВКР включается в общую нумерацию страниц, но номер страницы на нем не проставляется. Иллюстрации, таблицы и т. п., расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц ВКР.

5.5. Главы должны иметь порядковую нумерацию в пределах основной части ВКР и обозначаться арабскими цифрами с точкой, например, 1., 2., и т. д. Внутри каждой главы проставляются номера параграфов, которые должны состоять из номера главы и порядкового номера самого параграфа, которые разделены точкой (например, 1.3.).

5.5. Цифровой материал в ВКР рекомендуется располагать в таблицах, которые размещаются непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте работы. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер следует размещать в правом верхнем углу над заголовком таблицы после слова «Таблица», например, «Таблица 1». Если таблица расположена не на одной странице, то на каждой следующей странице пишут «Продолжение табл.1».

5.6. Для представления иллюстративного материала (схемы, рисунки, диаграммы, фотоматериалы и т. д.) может использоваться цветное изображение, точечный фон, штриховка. Иллюстрации размещаются непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Они располагаются так, чтобы их удобно было рассматривать без поворота всей работы или с минимальным поворотом по часовой стрелке. Все иллюстрации в ВКР именуют рисунками и нумеруют порядковой нумерацией в пределах всей ВКР арабскими цифрами без скобок, например, «Рис. 1» и далее пишется название иллюстрации. При ссылке на ранее упомянутые иллюстрации пишут «см. рис.2».

5.7. Библиографический ссылки в тексте ВКР оформляются в виде [3] или [3,с.265], где первая цифра — номер данного источника в Списке использованной литературы, а вторая — номер страницы в этом источнике, если есть необходимость ее указать.

5.8. В тексте ВКР возможно применение общепринятых сокращений, которые делаются после перечисления: «т.е.» (то есть), «и т. д.» (и так далее), «и т. п.» (и тому подобное), «и др.» (и другие), «и пр.» (и прочие). Общепринятые сокращения, которые делаются в ссылках: «см.» (смотри), «напр.» (например). Сокращения при обозначении цифрами веков и годов: «в.» (век), «вв.» (века), «г.» (год), «гг.» (годы). Слова «и другие», «и прочие», «и тому подобное» внутри предложений без перечислений не сокращаются.

5.9. Приложения следует оформлять как продолжение ВКР на ее последующих страницах или отдельно, располагая их в порядке появления на них ссылок в тексте работы. Рекомендуется в начале структурного элемента ВКР «ПРИЛОЖЕНИЯ» дать перечень всех приложений, с указанием их названий. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок, напечатанный прописными буквами. В правом верхнем углу над заголовком прописными буквами должно быть напечатано слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» Если приложений в работе несколько, то их следует нумеровать арабскими цифрами порядковое нумерацией, без точек в конце.

5.10. Оформление титульного листа к ВКР должно соответствовать образцу, представленному в приложении 1. В верхней части листа указывается полностью наименование образовательного учреждения. Посередине листа пишется вид работы – выпускная квалификационная работа, затем ее тема. Название работы должно быть кратким, точно соответствовать ее содержанию. Справа, ниже заголовка, - кто выполнил работу: обучающийся, группа, отделение (очное), ФИО. Еще ниже – ФИО руководителя ВКР. Внизу титульного листа указывается город, где находится учебное заведение и год выполнения работы.

 

 

 


ГЛАВА 6. ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ ОТЗЫВА И РЕЦЕНЗИИ НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ.

6.1. Отзыв научного руководителя на выпускную квалификационную работу:

В отзыве должна содержаться характеристика проделанной обучающимся работы, отмечены ее положительные стороны и недостатки, перечислены качества выпускника, выявленные в ходе его работы над заданием:

- сформированность навыков работы с научной литературой;

- умение организовать и провести исследование;

- сформированность навыков интерпретации полученных результатов, их обсуждения;

- актуальность и практическая значимость;

- обоснованность и ценность полученных результатов и выводов;

- степень самостоятельности обучающегося в работе над проблемой и другие качества, проявившиеся в процессе выполнения ВКР.

В заключение отзыва руководитель делает вывод о возможности допуска к защите.

6.2. Рецензия на выпускную квалификационную работу. Выпускная квалификационная работа, допущенная к защите, направляется на рецензию. Рецензенты назначаются приказом директора колледжа. Рецензентами могут являться специалисты из числа работников организаций  базы практики, преподаватели. В рецензии на работу отмечаются:

- заключение о соответствии выпускной квалификационной работы заявленной теме;

- актуальность темы;

-оценка качества выполнения каждого раздела выпускной квалификационной работы;

- оценка степени разработки новых вопросов, оригинальности решений (предложений), теоретической и практической значимости работы;

- целесообразность используемых методов;

- возможные замечания;

- оценка выпускной квалификационной работы.

6.3. Содержание рецензии обязательно доводится до сведения обучающегося не позднее, чем за три дня до защиты выпускной квалификационной работы.

6.5. Внесение изменений в выпускную квалификационную работу после получения рецензии не допускается.

 

ГЛАВА 7. ЗАЩИТА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ.

 

7.1. Защита ВКР проходит на открытом заседании ГАК, присутствовать на которой могут все желающие. Члены ГАК имеют возможность ознакомиться с ВКР, которая предлагается им на рассмотрение на заседании комиссии перед выступлением обучающегося.

7.2. На защиту отводится до 1 академического часа, из них 10  минут дается   на доклад (краткое сообщение). Последовательность защиты может быть следующей:

председатель ГАК называет тему работы и предоставляет слово автору;

- после доклада  члены ГАК и все присутствующие могут задавать ему вопросы по содержанию работы, на которые надо убедительно ответить;

- затем научный руководитель выступает с отзывом о работе; если по какой-то причине он не присутствует на защите, его отзыв зачитывает председатель ГАК;

- далее следует выступление рецензента (или зачитывается текст рецензии);

- обучающийся отвечает на замечания рецензента.

7.3. При определении итоговой оценки по защите выпускной квалификационной работы учитываются: доклад выпускника; ответы на вопросы; оценка рецензента; отзыв руководителя.

7.4. Результаты защиты ВКР определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» и объявляются в день защиты после оформления протоколов заседаний ГАК в установленном порядке. Основанием для определения итоговой оценки служат критерии оценки выпускной квалификационной работы, выработанные учебно-методическим советом колледжа.

7.5. Ход заседания Государственной аттестационной комиссии протоколируется. В протоколе фиксируются: итоговая отметка выпускной квалификационной работы, присуждение квалификации и особые мнения членов комиссии.

7.6. Протоколы заседаний Государственной аттестационной комиссии подписываются председателем, заместителем председателя, ответственным секретарем и членами комиссии.

7.7. Обучающиеся, выполнившие выпускную квалификационную работу, но получившие при защите оценку «неудовлетворительно», имеют право на повторную защиту. В этом случае Государственная аттестационная комиссия может признать целесообразным повторную защиту той же темы выпускной квалификационной работы либо вынести решение о закреплении за ним новой темы выпускной квалификационной работы и определить срок повторной защиты, но не ранее следующего периода работы Государственной аттестационной комиссии.

7.8. Обучающемуся, получившему оценку «неудовлетворительно» при защите выпускной квалификационной работы, выдается Справка об обучении установленного образца. Справка об обучении обменивается на диплом в соответствии с решением Государственной аттестационной комиссии после успешной защиты обучающимся выпускной квалификационной работы.

 


 

ГЛАВА 8. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ.

 

8.1. Выпускная квалификационная работа оценивается по пятибалльной оценочной шкале.

8.2. Оценка «отлично» выставляется в соответствии со следующими критериями:

-       Обоснована актуальность проблемы и темы ВКР, её практическая значимость; методологический аппарат соответствует теме, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методы исследования согласованы между собой.

-       Структура ВКР соответствует целям и задачам, содержание соответствует названию параграфов, части работы соразмерны; 70-80 страниц компьютерного текста, выдержано соотношение частей работы по объёму.

-       Изучены основные теоретические работы, посвящённые проблеме ВКР, проведён сравнительно-сопоставительный анализ источников, выделены основные теоретические и методические подходы к решению проблемы, определена и обоснована собственная позиция автора.

-       Содержание практической части исследования выстроено с опорой на теоретические положения исследования, Определены и обоснованы методы исследования в соответствии с целями и гипотезой ВКР; проведена сравнительная характеристика количественных и качественных показателей констатирующей и итоговой диагностики; сделаны выводы об эффективности проделанной работы. Методика формирующего эксперимента апробирована в ходе преддипломной практики.

-       Выводы логичны, обоснованы, соответствуют целям, задачам и методам работы; в заключении указаны степень подтверждения гипотезы, возможности внедрения результатов исследования и дальнейшей перспективы работы над темой.

-       Выдержаны требования к объему и оформлению источников.

-       Ссылки, диаграммы, таблицы, заголовки, оглавление оформлены в соответствии с требованиями, выдержано соотношение частей работы, общий объем работы соответствует требованиям, работа вычитана.

-       Обучающимся соблюдался индивидуальный план работы над ВКР, проявлялась высокая степень самостоятельности, в подборе и анализе литературы, проведении практической работы.

-       Выступление логично, последовательно, содержание работы раскрыто полностью. Обучающийся представил сущность своей работы, точно ответил на вопросы, продемонстрировал умение вести дискуссию, отстаивать свою позицию, признавать возможные недочёты. Выдержано время доклада, используемые наглядные средства соответствуют требованиям к их оформлению.

-       Текст ВКР и выступление выпускника в ходе защиты логичны, последовательны, грамотны, соблюдаются грамматические и синтаксические особенности научного стиля.

     8.3. Оценка «хорошо» выставляется в соответствии со следующими критериями:

-       В основном определена актуальность проблемы, практическая значимость темы ВКР; определён и в основном обоснован методологический аппарат исследования.

-       Структура ВКР соответствует целям и задачам, имеются незначительные рассогласования содержания и названия параграфов, некоторая несоразмерность частей работы; работа превышает рекомендуемый объём, теоретическая часть превышает по объёму практическую; работа превышает рекомендуемый объем.

-       Изучена большая часть основных работ, посвященных проблеме ВКР, в основном проведён их сравнительно-сопоставительный анализ, выделены теоретические и методические подходы к решению проблемы, определена собственная теоретическая позиция автора.

-       Содержание практической части исследования в целом выстроено с опорой на теоретические положения работы. Определены и в основном обоснованы методы исследования. Имеются затруднения в интерпретации результатов работы, в проведении сравнительного анализа количественных и качественных показателей диагностической программы, оценки ее эффективности. Методика формирующего эксперимента апробирована в ходе преддипломной практики

-       Выводы и заключение в целом обоснованы, соответствуют цели и задачам исследования. Однако, содержание работы допускает дополнительные выводы. В заключении указаны степень достижения выдвинутой цели исследования.

-       Имеются нарушения в оформлении списка, отбор источников недостаточно обоснован.

-       Ссылки, диаграммы, таблицы, заголовки, оглавление оформлены в соответствии с требованиями, однако, имеются отдельные нарушения в оформлении.

-       Индивидуальный план работы над ВКР в основном соблюдался, работа выполнялась в сотрудничестве с руководителем

-       В целом раскрыта сущность работы, даны точные ответы на вопросы, отчасти обучающийся испытывает затруднение в ведении дискуссии, ответах на вопросы Выступление логично, последовательно, демонстрирует свою убежденность, глубину знаний, но затрудняется привести примеры из работы. Доклад превышает отведенное время, незначительно нарушены требования к оформлению и содержанию наглядных средств.

-       Обучающийся в основном владеет научным стилем речи. Допускает незначительные стилистические нарушения речи.

-       8.5. Оценка «удовлетворительно» выставляется в соответствии со следующими критериями:

-       Не разводится актуальность проблемы и темы ВКР; не определена ее практическая значимость; имеются рассогласования в методологическом аппарате исследования.

-       Имеется ряд нарушений в выборе структуры ВКР; работа меньше рекомендованного объёма, как в теоретической, так и в практической части. Названия и содержания параграфов не соответствуют друг другу, не выдержана содержательная целостность работы, имеются несоответствия структуры работы выдвинутым целям и задачам исследования.

-       Изучены недостаточно или не полностью основные работы по проблеме, теоретический анализ носит описательный характер, отсутствует собственная позиция автора

-       Содержание практической части исследования выстроено с частичной опорой на теоретические положения работы. Методы исследования недостаточно или частично обоснованы; затрудняется интерпретировать результаты диагностической программы, анализ проделанной исследовательской работы представлен фрагментарно. Методика формирующего эксперимента не апробирована.

-       Имеются логические погрешности в выводах, их недостаточная обоснованность

-       Имеются нарушения в оформлении списка, отбор источников недостаточно обоснован.

-       Имеется ряд нарушений в оформлении ВКР

-       Индивидуальный план работы над ВКР соблюдался, работа проводилась в рамках указаний руководителя, самостоятельность и инициативность  проявлялись слабо.

-       8.6. Оценка «неудовлетворительно» выставляется в соответствии со следующими критериями:

-       Методы исследования не соответствуют цели и задачам работы

-       Не представлен анализ литературы по теме исследования, допущены существенные ошибки в теоретическом обосновании проблемы исследования.

-       Практическая часть ВКР не выполнена.

-       Обучающийся обнаруживает непонимание содержательных основ проведенного исследования и неумение применять полученные знания на практике.

-       Выпускная работа имеет много замечаний в отзывах руководителя, рецензента.

-       Защита выстроена несвязно, неубедительно, непоследовательно, нелогично.

-       Ответы на поставленные вопросы практически отсутствуют.

 


 

ГЛАВА 9. ХРАНЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ.

9.1. Выполненные выпускные квалификационные работы хранятся в образовательном учреждении после их защиты не менее трех лет. По истечении указанного срока вопрос о дальнейшем хранении выпускных квалификационных работ решается организуемой по приказу директора Колледжа комиссией, которая представляет предложения о списании выпускных квалификационных работ.

9.2. Списание выпускных квалификационных работ оформляется соответствующим актом.

9.3. Лучшие выпускные квалификационные работы, представляющие учебно-методическую ценность, могут быть использованы в качестве учебных пособий в кабинетах  учреждения.

9.5. По запросу организации, учреждения, предприятия руководитель образовательного учреждения имеет право разрешить копирование выпускных квалификационных работ обучающихся.

 

10. ТРЕБОВАНИЯ К ИЛЛЮСТРАЦИЯМ

Графическая часть выпускной квалификационной работы является необходимым условием ее оформления. Она может быть представлена в виде рисунков, схем, таблиц, графиков, диаграмм и слайдов для презентации, которые должны наглядно дополнять и подтверждать изложенный в тексте материал. Студенту-дипломнику следует обдумать, какой материал проиллюстрировать при защите работы. Графическая и раздаточная часть визируется руководителем и оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ.

Рекомендуемое количество графических приложений формата А1 или раздаточного материала формата А4 должно быть не менее трех листов. Копии иллюстраций в уменьшенном масштабе должны находиться в соответствующем месте выпускной квалификационной работы (после страницы, на которой сделана ссылка на данную иллюстрацию) или в приложении и брошюроваться с основным материалом.

Выпускные квалификационные работы, выполненные с нарушениями настоящих методических требований, не подлежат допуску к защите и аттестации.

Перечень рекомендуемых плакатов составляется по согласованию с руководителем дипломной работы. Готовятся экземпляры иллюстраций в качестве раздаточного материала членам ГЭК (на бумаге формата А4).

Руководитель выпускной квалификационной работы может сократить количество обязательных плакатов и ввести новые, объединить несколько плакатов в один за счет уменьшения их формата, так как иллюстрации должны подчеркивать специфику каждой выпускной квалификационной работы.

Плакаты-приложения к выпускной квалификационной работе должны быть яркими, красочными, разнообразными, с хорошей графикой, чтобы они были отчетливо видны членам комиссии и гостям на защите, а также заинтересованной аудитории.

 


 

ГЛАВА 11. СТРУКТУРА ДОКЛАДА ВЫПУСКНИКА

 

При подготовке текста доклада следует использовать содержание введения и заключения выпускной квалификационной работы, из которых необходимо взять все самое важное и значимое. Особое внимание нужно уделить четкости и лаконизму формулировок.

Общая структура доклада выпускника должна соответствовать структуре представленных иллюстраций, поскольку они необходимы для доказательства, демонстрации того или иного подхода, результата или вывода.

Примерная схема доклада на защите выпускной квалификационной работы

1 слайд

Уважаемый член  государственной аттестационной комиссии!

Уважаемые члены государственной аттестационной комиссии!

Вашему вниманию предлагается выпускная квалификационная работа на тему «         »………………………и.д..

2 слайд

Разрешите доложить основные результаты выпускной квалификационной работы. (Далее необходимо сказать несколько слов об актуальности темы выпускной квалификационной работы, о ее важности и значимости. Эта часть берется из введения выпускной квалификационной работы).

3 слайд

Актуальность и значимость проблем     

предопределили выбор темы выпускной квалификационной работы.

Целью выпускной квалификационной работы является изучение, анализ и обобщение проблем (вопросов)   

4 слайд

Целевая направленность исследования обусловила необходимость решения следующих задач:

         Анализ и обобщение материалов по избранной теме из литературных источников и результатов практической деятельности организаций (предприятий).

         Выявление закономерностей в области …………….,

положительных моментов и недостатков в этой сфере.

5 слайд

Определение способов и средств по устранению выявленных недостатков и путей повышения эффективности решения исследуемой проблемы.

6 слайд

Предметом выпускной квалификационной работы явились вопросы

Объектом исследования избраны  

7 слайд

При написании выпускной квалификационной работы были использованы труды российских и зарубежных ученых, нормативные документы.

Всего наименований литературных источников ………………..

8 слайд

Работа состоит из введения,  глав, заключения, списка литературы и приложений.

9 слайд

По результатам проведенного исследования в выпускной квалификационной работе сделаны следующие выводы (выводы берутся из заключения выпускной квалификационной работы.

10 слайд

Первый вывод в любой выпускной квалификационной работе должен еще раз подтвердить актуальность и важность ее проблематики. Остальные выводы формулируются на основе содержания конкретной работы и могут не соответствовать предлагаемой схеме.

11  слайд

Количество выводов должно быть не менее трех-четырех. Их оптимальное количество - пять-шесть):

Во-первых. Работа, проведенная при написании выпускной квалификационной работы, подтвердила актуальность его темы. На сегодняшний день решение проблем особенно важно   для…..

Во-вторых. В российской   литературе предлагаются различные подходы к решению вопросов      (или: среди изученных точек зрения российских и зарубежных авторов по проблеме нет      единства    мнений относительно

12  слайд

В-третьих. Наиболее распространенной точкой зрения на решение проблемы         является.

(Здесь необходимо кратко раскрыть основное содержание используемых подходов к решению проблемы. Дать им свою оценку, т. е. отметить их положительные и отрицательные стороны, возможность и проблемы практического использования и вероятный эффект от их применения).

В-четвертых. В рамках выполнения выпускной квалификационной работы нами самостоятельно на основе     данных проведен анализ     (или расчет)

По результатам анализа сформулированы выводы относительно

В целом проведенный анализ позволил выявить (вскрыть, рассчитать и т.п.)       ,что служит подтверждением возможности и целесообразности

практической реализации предлагаемых в научной литературе методов анализа.

В-пятых. Нами предложено  .

(Здесь желательно дать хотя бы одну рекомендацию - предложение относительно выбранной темы выпускной квалификационной работы).

Спасибо за внимание!

 Продолжительность выступления не должна превышать 7-10 мин. Оно должно быть четким и лаконичным. Его необходимо несколько раз прочитать вслух до защиты, например, накануне вечером. Выступая на защите, желательно не механически зачитывать текст, а говорить свободно.


 

ГЛАВА 12. ТРЕБОВАНИЯ К ЭЛЕКТРОННОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ

-          Презентация создается в программе PowerPomt 97-2007.Рекомендуемое количество слайдов 10-13. На них выносят основные графики, схемы, таблицы, фотографии и т.д. в соответствии с докладом.

-               На 1 слайде указывается наименование колледжа, направление подготовки (специальность), тема выпускной квалификационной работы, ФИО выпускника, ФИО руководителя и рецензента дипломной работы.

-            На слайде 2 отражается цель, задачи, объект и предмет выпускной квалификационной работы

-         На 3 и последующих слайдах, отражается содержание основной части выпускной квалификационной работы (наиболее значимые моменты). Соотношение слайдов теоретической и практической части 1:4.

-           Два последних слайда должны содержать заключение (выводы) по итогам выполнения выпускной квалификационной работы.

-             Слайды, отражающие содержание практической части выпускной квалификационной работы, должны быть проиллюстрированы фотографиями/видео с мест преддипломной практики (по возможности).

-         Презентация выполняется в едином стиле, с использованием не более 2 элементов анимации на каждом слайде. Цветовая гамма и использование анимации не должны препятствовать адекватному восприятию информации.

Демонстрация презентации проводится в ручном режиме.